Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 09.05.2024, 06:31

Сайт учителя начальных классов Линьковой Ульяны Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

программа обучения в начальной школе

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования (руководитель проекта - Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).

Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

            Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.

               Концептуальные особенности, в рамках которого был создан УМК «Начальная школа ХХI» века:

  • начальная школа должна являться природосообразной;
  • формирование основных компонентов учебной деятельности является приоритетной задачей;
  • приоритетное использование наглядно-образного мышления;
  • усиление внимания к творческой деятельности учащихся;
  • создание эмоционально-положительной атмосферы обучения;
  • индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;
  • приоритет продуктивной поисково-исследовательской деятельности;
  • развитие учебной инициативы и самостоятельности;
  • предоставление каждому ребёнку прав на ошибку, самооценку своего труда;
  • педагогическая диагностика -  новая форма контроля, регулярно проводимая учителем.

Соответствие содержания УМК примерным программам ФГОС:

  • обеспечение возможностей для получения качественного начального общего  образования (реализуется двумя путями: дифференциацией обучения и организацией внеклассного обучения);
  • духовно-нравственное развитие  учащихся (реализуется в процессе изучения предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия языкового наследия  многонациональной России;
  • сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни;
  • формирование учебной деятельности школьник. Сформированность учебной деятельности школьника предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика;
  • развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы.

Цели УМК "Начальная школа XXI века":

  • развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;
  • становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности;
  • формирование готовности к самообразованию.

Авторы УМК реализовали следующие идеи:

  • обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
  • методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
  • обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:

  • словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Авторы комплекта уделили особое внимание отработке путей формирования ученика как субъекта деятельности, т.е. строили процесс  обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником.  При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся  совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Только такое построение обучения позволяет  формировать учебно-познавательные мотивы, которые влияют на процесс и результат деятельности. У учащихся появляется инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Учебно-методический комплект  «Начальная школа XXI века» обеспечивает два типа дифференциации  обучения:

  • первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий по принципу « труднее – легче»;
  • в учебно-методический комплект входят специальные рабочие тетради по «языку» и математике, которые обеспечивают педагогическую поддержку как «сильным» ученикам, так и неуспевающим учащимся.

Такой способ дифференциации для массовой школы разработан впервые.

В проекте  «Начальная школа XXI века» интеграция является его сущностной характеристикой, поскольку  её применение связано с существенными особенностями концептуальных  и методических подходов авторов:

  • Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира о взаимосвязи всех его явлений и объектов. Эта позиция стала основой разработки интегрированного предмета «Окружающий мир», главной целью которого является формирование у детей представлений о единстве окружающего мира и взаимодействии его объектов.
  • Интеграция позволяется «объединить усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника. Этой позиции  удовлетворяет интегрированный предмет «Обучение грамоте», в результате изучения которого у учащихся формируются основные компоненты учебной деятельности: желание и умение учиться.
  • Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью школьника. Такую возможность предоставляет такие интегрированные предметы, как «Окружающий мир», «Технология».

         УМК «Начальная школа XXI века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах:

  • личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника;
  • природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения;
  • принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли);
  • принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника;
  • организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная);
  • преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

Основные дисциплины УМК «Начальная школа XXI века»:

Русский язык:  

  • ведущие задачи курса -  развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений;
  • авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определённую цель обучения.

Литературное чтение:

  • приоритетная задача курса – углубление интереса к чтению и литературе, осознание учеником значения читательской деятельности, как средства успешности обучения и развития человека, формирование умения работать с произведениями разного жанра и стиля;
  • расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых  особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.

Математика:

  • курс устанавливает перспективу математического образования учащихся. Оно обеспечивается  реализацией деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического содержания учебного материала;
  • в процессе учебного диалога ученики учатся определять способ построения и решения учебной задачи. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Окружающий мир:

  • интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний являются рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновление содержания – отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразным взаимодействиям с окружающим миром;
  • в методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.

Система «Начальная школа XXI века» включает в себя полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью системы «Начальная школа XXI века» являются издания, обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.

Итак, в учебно-методическом комплекте, который авторы назвали «Начальная школа XXI века», реализованы следующие идеи:

  • Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.
  • Методика  изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры.
  • Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.

Все элементы комплекта учебно-методических пособий "Начальная школа XXI века" не только не противоречат стандарту начального образования, но успешно реализуют поставленные в нем задачи. Это определяется тем, что проблемы развивающего обучения всегда были в центре внимания авторского коллектива задолго до появления стандартов второго поколения.

Работа авторского коллектива идет все годы существования комплекта, сейчас она связана с детальным анализом требований стандарта и проверкой возможности успешно их выполнить с помощью средств обучения комплекта "Начальная школа XXI века".

Категория: Мои статьи | Добавил: стеша (12.02.2015)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz